Телефон:
(814-31) 7-45-83
Адрес:
г. Сегежа, пр. Бумажников,д. 3.

Правильно дышим – красиво говорим.

13 октября 2023

Правильно дышим – красиво говорим.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, с длительным, плавным, экономным выдохом. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов, независимо от вида их речевого дефекта, поэтому в средней группе «Антошка» МКДОУ № 6 этому уделяется особое внимание. И чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть. Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас. Понаблюдайте с ним за ветром, послушайте, как он гудит, покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер. Сравните сильный и слабый ветер. После таких наблюдений поиграйте с малышом.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Футболисты»
Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Мыльные пузыри», «Дуть на одуванчик», «Надуй шарик» и другие.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
- вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
- губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
- выдох должен быть продолжительный и плавный; предлагаемые предметы для поддувания должны находиться на уровне рта ребенка;
- не поднимать плечи;
- не надувать щеки при выдохе;
- упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
- осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
- проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме.
Учитель – логопед МКДОУ № 6 Сноп Ж.Г.

 

https://vk.com/public182379161?w=wall-182379161_6621

 

 

Вернуться к списку новостей